Психолого-педагогические рекомендации
по организации оценочных ситуаций в учебном процессе
При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:
- Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
- Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;
- Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;
- Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;
- Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы;
- Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
- Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала;
- Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников;
- Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
ОЦЕНКА УЧЕНИКАМ С ОПФР ВЫСТАВЛЯЕТСЯ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ РАБОТЫ УЧЕНИКА, Т.Е. ЗА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ЗАНЯТИЯ, ЗА АКТИВНОСТЬ, ЗА ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ, ЗА КОЛИЧЕСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБНАРУЖЕННЫХ И ИСПРАВЛЕННЫХ, А НЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК
ЗНАЧИТЕЛЬНО ВАЖНЕЕ НОРМАТИВНОЙ ОЦЕНКИ СОЗДАНИЕ ДЛЯ УЧЕНИКА С ОПФР БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ, Т.К. ЦЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОПФР, ВКЛЮЧЕНИЕ ИХ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА ДОСТУПНОМ ДЛЯ НИХ УРОВНЕ, В ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВО ВНЕКЛАССНЫЕ И ВНЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРАВНИВАТЬ УСПЕХИ РЕБЁНКА С ОПФР МОЖНО ТОЛЬКО С ЕГО СОБСТВЕННЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ С УЧЁТОМ ПРОГРАММЫ, ПО КОТОРОЙ ОН ЗАНИМАЕТСЯ
ПООЩРЯЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА КАЖДОЕ ВЫПОЛНЕННОЕ ИМИ ЗАДАНИЕ, ПОДБАДРИВАЙТЕ ПРИ НЕУДАЧЕ
ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧАЩЕГОСЯ, НЕОБХОДИМО:
Ø Опираться на сильные стороны ученика.
Ø Избегать подчёркивания его промахов.
Ø Показывать, что вы удовлетворены учеником.
Ø Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.
Ø Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
Ø Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием
Ø Уметь взаимодействовать с учеником
Ø Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Ø Принимать индивидуальность ученика.
Ø Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.
Ø Демонстрировать оптимизм.
ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ:
Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым
Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины
Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным
НО:
Ребёнка хвалят – он учится быть благородным
Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя
Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других
Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым
Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей
Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире